70% серых перевозчиков могут покинуть рынок
Около 70% грузоперевозчиков могут выйти с рынка из-за планируемого запрета на работу самозанятых в этой сфере. Поправки к законопроекту о системе «ГосЛог» предложены ассоциацией «Грузавтотранс» и «Общественной потребительской инициативой» (ОПИ).
Сегодня многие компании, стремясь уменьшить налоговое бремя, оформляют сотрудников как самозанятых, которых в отрасли более 70%. Новые нормы нацелены на легализацию рынка, но могут повлиять на стоимость перевозок, отмечают эксперты.
Как перевозчики уклоняются от налогов
Общественные организации направили в Госдуму поправки к законопроекту №647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом», которые рассматривались до 22 августа комитетом по транспорту. С документом ознакомились «Известия».
ОПИ предлагает ввести прямой запрет для самозанятых на осуществление грузоперевозок на автомобилях с максимальной массой свыше 3,5 т, а также уточнить порядок их допуска к работе на машинах с массой от 2,5 до 3,5 т. По данным общественников, это мероприятие остановит практику использования самозанятых в схемах уклонения от налогов.
Кроме того, ОПИ предложила обязать агрегаторов, работающих с перевозчиками, фрахтовщиками и экспедиторами, удалять коммерческие предложения незарегистрированных фирм. В противном случае недобросовестные субъекты смогут обходить закон, отмечают в ОПИ.
Ассоциация «Грузавтотранс» попросила законодателей разработать механизм адаптации дальнобойщиков, которые могут потерять работу в случае принятия закона. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», таких в отрасли — 70%.
— Недобросовестные перевозчики разработали схемы снижения издержек и налоговых выплат, перейдя на работу с самозанятыми, у которых нет бухгалтерии и контроля за режимом труда и отдыха, но есть упрощенная система налогообложения, — рассказал «Известиям» президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — Законопослушным перевозчикам приходится платить на 47–50% больше отчислений, чем самозанятым, что создает условия для недобросовестной конкуренции.
По словам Владимира Матягина, работа в тени вынуждает самозанятых работать через «фирмы-табуретки», которые занимаются агрегацией мелких перевозчиков, прокачивают финансы и обналичивают деньги.
— Посредники иногда забирают до 50% от фрахта, что ставит самозанятых в невыгодные условия. В результате страдают все, — отмечает участник рынка.
Согласно закону, перевозчиком может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП), отмечается в письме ОПИ в Госдуму. Таким образом, самозанятые не могут осуществлять перевозки грузов и пассажиров. За незаконные перевозки предусмотрена административная ответственность.
— Мораторий на проверки позволяет таким нелегальным практикам оставаться безнаказанными, — рассказал «Известиям» председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. — Ущерб для бюджета велик, отсюда и наши инициативы по наведению порядка, включая закон о «ГосЛоге».
С принятием поправок самозанятым «дальнобойщикам» потребуется зарегистрироваться как ИП или покинуть рынок, отмечает эксперт.
Ассоциация «Грузавтотранс» предлагает регистрировать крупнотоннажные транспортные средства только на юридических лиц и ИП, а также закрепить роль ассоциаций в законопроекте для помощи в постепенном выводе самозанятых из серой зоны.
— Дальнобойщики не имеют опыта управления транспортным хозяйством, не знают нормативных документов, — отмечает Владимир Матягин. — Все перевозчики должны стать членами ассоциаций, которые возьмут на себя обязанности по ведению документации и проверкам.
Как рассказали «Известиям» в комитете Госдумы по транспорту, законопроект №647526-8 был принят в первом чтении 24 июля 2024 года. Он направлен на обеспечение прозрачности логистики грузов через создание цифрового реестра перевозчиков.
Реестр станет частью системы «ГосЛог», которая поможет вывести мелких перевозчиков из серой зоны.
Как изменятся цены на грузоперевозки
Институт самозанятых был введен как временная мера для упорядочивания налогообложения, отметила исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина.
В случае успешного внедрения нового законопроекта должно произойти обеление рынка, от которого выиграют как государство, так и честные игроки, отметила заместитель гендиректора перевозчика NATCAR Мария Степанова.
Ряду компаний предстоит серьезное изменение в способах ведения бизнеса, что может привести к банкротству части перевозчиков, не готовых к таким изменениям.
— Обеление рынка потребует дополнительных расходов от перевозчиков, — считает Владимир Матягин. — С введением закона ценообразование изменится.
Новые меры дисциплинируют добросовестных игроков рынка, отметили в ассоциации «АвтоГрузЭкс». Перевозчики будут искать меры оптимизации, что повлияет на конечную стоимость товаров.
Изменения в законодательстве могут привести к трудностям для малого бизнеса и потребителей, однако при грамотной адаптации можно минимизировать негативные последствия.
Статья написана на основании статьи на сайте Известий